Статья 53. Полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов бюджетов
1. Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.
2. Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в настоящий Кодекс.
3. Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
4. Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
5. Федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
1. В гл. 7 отдельно регламентируются полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов бюджетов.
Федеральные органы законодательной власти реализуют свои полномочия по формированию доходов бюджетов по двум основным направлениям:
1) через установление новых видов налогов, их отмену, внесение иных изменений в налоговое законодательство РФ;
2) через установление новых видов неналоговых доходов, изменение законодательства о неналоговых доходах.
В п. 1 комментируемой статьи закреплено, что установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.
НК РФ в развитие этой нормы определил (ст. 3), что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.
Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие только путем внесения изменений в БК РФ.
Что касается полномочий федеральных органов законодательной власти по изменению действующего законодательства о неналоговых доходах, то эти полномочия могут быть реализованы, во-первых, только через внесение соответствующих поправок в БК РФ, а, во-вторых, только после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения по данному вопросу.
2. Внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Данная норма предполагает, что любые изменения налогового законодательства, проводимые в текущем году, должны быть учтены в федеральном бюджете. При этом следует отметить еще одну норму, связанную с вышеназванной и регламентируемую НК РФ: федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и (или) сборах субъектов РФ, акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (п. 1 ст. 5).
К полномочиям федеральных органов исполнительной власти относится предоставление налоговых кредитов, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет. Эти полномочия они должны реализовывать в строгом соответствии с НК РФ.
Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора, являются (ст. 63 НК РФ):
1) по федеральным налогам и сборам - Минфин РФ;
2) по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, - ГТК России или уполномоченные им таможенные органы;
3) по государственной пошлине - уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины;
4) по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, - органы соответствующих внебюджетных фондов.
3. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об изменении срока уплаты налога и сбора в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, в соответствии со ст. 75 Закона о федеральном бюджете на 2003 г. в пределах финансового года установлен лимит предоставления налоговых кредитов, рассрочек, отсрочек по уплате федеральных налогов и сборов в сумме не более 1,7 млрд руб. Порядок реализации упомянутой статьи определяет Правительство РФ.
|