главная карта сайта скачать БК РФ партнеры контакты
Бюджетный Кодекс РФ

Рейтинг лучших сайтов категории Общество

Rambler's Top100

Бюджетный Кодекс РФ / Глава 6 / Статья 48

Статья 48. Регулирующие доходы бюджетов (статья утратила силу)

Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются настоящим Кодексом, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащего уплате по итогу налогового периода, а также авансовые платежи по налогу поступают в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:
40 процентов от суммы налога - в доход федерального бюджета;
60 процентов от суммы налога - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), добытым на территории автономного округа, входящего в состав края (области), и зачисляемая в бюджет субъекта Российской Федерации, распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья (за исключением газа природного горючего из всех видов месторождений углеводородного сырья), распределяется следующим образом:
85,6 процента суммы налога - в доходы федерального бюджета;
14,4 процента суммы налога - в доходы бюджета субъекта Российской Федерации.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым на территории автономного округа, входящего в состав края или области, полезным ископаемым в виде углеводородного сырья (за исключением газа природного горючего из всех видов месторождений углеводородного сырья), распределяется следующим образом:
81,6 процента суммы налога - в доходы федерального бюджета;
13,4 процента суммы налога - в доходы бюджета округа;
5,0 процента суммы налога - в доходы бюджета края или области.
При добыче газа природного горючего из всех видов месторождений углеводородного сырья доходы от уплаты налога зачисляются в федеральный бюджет.
При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по общераспространенным полезным ископаемым, добытым на территории автономного округа, входящего в состав края (области), распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).
При добыче любых полезных ископаемых на участке недр, расположенном на территориях двух соседних субъектов Российской Федерации, сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым, в части, подлежащей поступлению в доход бюджета субъекта Российской Федерации, распределяется в порядке, установленном соглашением между этими субъектами Российской Федерации.
При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.
При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50 процентов от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
Доходы от уплаты налога при применении упрощенной системы налогообложения распределяются органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам отчислений:
1) утратил силу с 1 января 2004 г.
2) в бюджеты субъектов Российской Федерации - 45 процентов;
3) в местные бюджеты - 45 процентов;
4) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,5 процента;
5) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - 4,5 процента;
6) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - 5 процентов.
Доходы от уплаты налога при применении упрощенной системы налогообложения в городах Москве и Санкт-Петербурге распределяются по следующим нормативам отчислений:
1) утратил силу с 1 января 2004 г.
2) в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга - 90 процентов;
3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,5 процента;
4) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - 4,5 процента;
5) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - 5 процентов.
Доходы от уплаты минимального налога при применении упрощенной системы налогообложения распределяются органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам отчислений:
1) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - 60 процентов;
2) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 2 процента;
3) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - 18 процентов;
4) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - 20 процентов.
Доходы от уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности распределяются органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам отчислений:
1) утратил силу с 1 января 2004 г.
2) в бюджеты субъектов Российской Федерации - 45 процентов;
3) в местные бюджеты - 45 процентов;
4) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,5 процента;
5) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - 4,5 процента;
6) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - 5 процентов.
Доходы от уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в городах Москве и Санкт-Петербурге распределяются по следующим нормативам отчислений:
1) утратил силу с 1 января 2004 г.
2) в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга - 90 процентов;
3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,5 процента;
4) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - 4,5 процента;
5) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - 5 процентов.
Суммы налога, уплачиваемые при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), распределяются органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам отчислений:
1) в федеральный бюджет - 30 процентов;
2) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2 процента;
3) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4 процента;
4) в Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4 процента;
5) в бюджеты субъектов Российской Федерации - 30 процентов;
6) в местные бюджеты - 30 процентов.
Суммы налога, уплачиваемые при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в городах Москве и Санкт-Петербурге, распределяются по следующим нормативам отчислений:
1) в федеральный бюджет - 30 процентов;
2) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2 процента;
3) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4 процента;
4) в Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4 процента;
5) в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга - 60 процентов.
Суммы сбора за пользование объектами животного мира в полном объеме поступают в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.


Регулирующие доходы бюджетов - это виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с нормативными отчислениями, установленными на определенный срок. Ими являются, как правило, федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.
Соответствующие нормативы устанавливаются обычно в процентах и закрепляются либо ежегодно - на очередной финансовый год, либо на долговременной основе - не менее чем на 3 года по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений могут закрепляться в БК РФ, законе о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, или в законе о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы.
Так, нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ на 2002 г. содержатся в приложении 2 к Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год". Например, акциз на водку и ликероводочные изделия распределяется между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ в пропорции 50/50. Что же касается поступлений от налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, то в 2002 г. 60% таких поступлений идет в федеральный бюджет, а 40% поступает в консолидированные бюджеты субъектов РФ и т.д.
Субъекты РФ, принимая законы о региональных бюджетах, определяют, поступления каких налогов и в каких пропорциях будут зачисляться в местные бюджеты. Так, например, в приложении 2 к Закону Тюменской области от 11 октября 2001 г. N 424 "Об областном бюджете на 2002 год"*(54) содержатся нормативы отчислений от регулирующих налогов и доходов в бюджеты муниципальных образований и областной бюджет на 2002 г. В этом приложении в качестве регулирующих налогов представлены, например, налог на доходы физических лиц и акцизы.
В комментируемой статье содержится норма, в соответствии с которой при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Действие этой нормы, нацеленной на предоставление большей финансовой автономии регионам, на протяжении 2001 г. было приостановлено (пункт 31 приложения 38 к Федеральному закону от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год"). Такая же участь постигла эту норму и в 2002 г. (пункт 37 приложения 17 к Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год").
Комментируемая статья значительно увеличилась в объеме после того, как в нее были внесены дополнения Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации". Данным Законом в часть вторую НК РФ была включена глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых". В связи с этим в комментируемую статью были включены отдельные положения, касающиеся распределения поступлений от налога на добычу полезных ископаемых между федеральным, региональным и соответствующим местным бюджетами.
Такое повышенное внимание законодателя к проблеме распределения поступлений от налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней объясняется особым фискальным значением данного налога.
Нормативы распределения поступлений от налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней зависят как от вида полезных ископаемых, так и от места их добычи.
1. Добытые полезные ископаемые, кроме углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых.
Добытыми полезными ископаемыми в целях налогообложения признаются:
1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование (статья 337 НК РФ).
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом: 40% - в доход федерального бюджета, 60% - в доход бюджета субъекта РФ.
2. Добытые полезные ископаемые в виде углеводородного сырья. К числу таких полезных ископаемых относятся, например:
1) нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная, газовый конденсат из нефтегазоконденсатных месторождений;
2) газовый конденсат из газоконденсатных месторождений, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей;
3) газ горючий природный из газовых и газоконденсатных месторождений;
4) газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа газовой шапки) из нефтяных, газонефтяных, газоконденсатнонефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений, добываемый через нефтяные скважины (статья 337 НК РФ).
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом: 80% - в доход федерального бюджета, 20% - в доход бюджета субъекта РФ.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области, распределяется следующим образом: 74,5% - в доход федерального бюджета, 20% - в доход бюджета округа, 5,5% - в доход бюджета края или области.
3. Общераспространенные полезные ископаемые.
Региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, определяются органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами РФ (пункт 6 статьи 3 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"*(55)). При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов РФ.
Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о внесении изменений в НК РФ)*(56) данная норма комментируемой статьи была дополнена следующим уточнением: "Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по общераспространенным полезным ископаемым, добытым на территории автономного округа, входящего в состав края (области), распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью)".
4. Налог на добычу любых полезных ископаемых зачисляется в полном объеме в федеральный бюджет, если полезные ископаемые были добыты:
1) на континентальном шельфе. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"*(57) континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка*(58);
2) в исключительной экономической зоне. Согласно статье 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"*(59) под исключительной экономической зоной Российской Федерации понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным данным Законом, международными договорами и нормами международного права;
3) за пределами территории Российской Федерации. Речь идет о добыче полезных ископаемых на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.
Уже упоминавшимся Законом о внесении изменений в НК РФ комментируемая статья была дополнена нормой, в соответствии с которой при добыче любых полезных ископаемых на участке недр, расположенном на территории двух соседних субъектов РФ, сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым, в части, подлежащей поступлению в доход бюджета субъекта РФ, распределяется в порядке, установленном соглашением между этими субъектами РФ.



   © 2009 BK-RF.ru