Статья 45. Безвозмездные перечисления (статья утратила силу)
1. В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
2. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.
Доходы бюджетов в зависимости от метода их формирования и привлечения могут быть обязательными и добровольными. Разновидностью последних являются разнообразные безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
В классификации доходов бюджетов РФ группа "Безвозмездные перечисления" (код 3000000) представлена следующими подгруппами:
1) безвозмездные перечисления от нерезидентов (3010000);
2) безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней (3020000);
3) безвозмездные перечисления от государственных внебюджетных фондов (3030000);
4) безвозмездные перечисления от государственных организаций (3040000);
5) безвозмездные перечисления от наднациональных организаций (3050000);
6) средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды (3060000);
7) прочие безвозмездные перечисления (3070000). Безвозмездные перечисления в доход бюджетов Российской Федерации могут осуществлять физические и юридические лица. Однако удельный вес таких сумм не идет ни в какое сравнение с удельным весом безвозмездных перечислений, поступающих в доход бюджетов Российской Федерации от иностранных правительств, муниципальных образований иностранных государств, а также от международных и наднациональных организаций.
Безвозмездные перечисления осуществляются в рамках безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, под которой понимаются средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам РФ, органам государственной власти и местного самоуправления, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями (статья 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации"*(44)).
В пункте 2 комментируемой статьи особо упоминается такая разновидность безвозмездных перечислений, как безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Речь идет об операциях по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанных с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и, как следствие, не учтенными законом (решением) о бюджете.
Вот как, например, положение о безвозмездных перечислениях по взаимным расчетам закрепляется в бюджетном законодательстве на местном уровне: "Финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения города, передаваемые из областного бюджета в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в бюджете города как доход в форме безвозмездных перечислений" (пункт 26 Положения о бюджетном процессе в городе Вологде, утвержденного решением Вологодской городской думы от 23 ноября 2000 г. N 212*(45)).
|