Статья 251. Подтверждение платежных обязательств федерального бюджета
1. Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям настоящего Кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.
2. Перечень и формы документов, представляемых в Федеральное казначейство для подтверждения принятых денежных обязательств федерального бюджета, утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Федеральное казначейство осуществляет процедуры выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления документов совершает разрешительную надпись.
4. Объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств.
Объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств может отличаться от объема принятых денежных обязательств только в случае отказа Федерального казначейства подтвердить принятые денежные обязательства по основаниям, установленным настоящим Кодексом.
Подтвержденное денежное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходования средств федерального бюджета.
Основной формой реализации положений комментируемой статьи является предварительный учет в органах Федерального казначейства принимаемых получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств.
Получатели бюджетных средств после наделения их в установленном порядке полномочиями государственного заказчика вправе заключать государственные контракты. Одновременно для своих внутренних нужд они от своего имени могут заключать иные договоры, не являющиеся государственными контрактами. И в том и в другом случае для принятия обязательств за счет бюджета необходимо наличие достаточных финансовых полномочий. Их отсутствие является препятствием для заключения бюджетным учреждением как самостоятельным юридическим лицом от своего имени любого договора, несмотря на норму ст. 120 ГК РФ о том, что собственник соответствующего имущества (в случае федерального бюджета - государственная казна РФ) несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения.
После оформления сдачи-приемки выполненных работ (поставленных товаров, услуг) зачастую возникает проблема с оплатой договора ввиду недостаточности доведенных до учреждения лимитов. То есть контракт, заключенный на сумму, заведомо большую, чем соответствующий лимит бюджетных обязательств, может быть оплачен только в пределах утвержденных лимитов (даже при соответствии суммы договора росписи доходов и расходов федерального бюджета). Финансирование сверх лимитов бюджетных обязательств является нарушением и влечет для виновных должностных лиц последствия (ст. 297 БК РФ).
В настоящее время ведется учет только тех бюджетных обязательств, которые вытекают из договоров на энергоснабжение и поставку коммунальных услуг. Учет бюджетных обязательств предполагает, что договоры, подлежащие оплате за счет средств федерального бюджета, проверяются органами Федерального казначейства на предмет наличия достаточных лимитов финансирования по соответствующим кодам бюджетной классификации. При наличии выделенных лимитов, объем которых не может быть превышен принятыми денежными обязательствами, бюджетные обязательства принимаются к учету.
Учет бюджетных обязательств, производимый органами Федерального казначейства, какого-либо гражданско-правового значения не имеет. При превышении лимитов бюджетных обязательств и непринятии соответствующего договора органом Федерального казначейства к учету такой договор все равно сохраняет свою юридическую силу в полном объеме устанавливаемых им прав и обязанностей. Кроме того, учет бюджетных обязательств, осуществляемый органами Федерального казначейства, не является государственной регистрацией договоров.
|