Статья 250. Принятие денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета
1. Получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета.
Принятие денежных обязательств осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Объем принятых денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета в текущем финансовом году, не должен превышать лимиты бюджетных обязательств в структуре показателей бюджетной классификации Российской Федерации.
Комментируемая статья рассматривает вопрос о принятии денежных обязательств, которые подлежат оплате за счет средств федерального бюджета. Данная статья содержит нормы как гражданско-правовых отношений, так и бюджетных. Правоотношения по заключению гражданско-правовых договоров являются предметом регулирования гражданского права, основным источником в данном случае будет являться ГК РФ. Расходование бюджетных средств - это сфера регулирования бюджетного права, которое основывается на властных правоотношениях.
Получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета.
Бюджетным законодательством РФ не ограничены права получателей бюджетных средств по частоте оплаты поставленных товаров, работ (услуг).
Принятие денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, предполагает, что заключенный гражданско-правовой договор, представляющий собой денежное обязательство, превращается в одно или несколько бюджетных обязательств, в отношении которых начинают действовать нормы бюджетного, а не гражданского законодательства.
Бюджетное обязательство - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью (ст. 222 БК РФ).
Исходя из вышеуказанной статьи можно сделать вывод о том, что при отсутствии соответствующих расходов в сводной бюджетной росписи из заключенного договора может и не возникнуть бюджетного обязательства, при таком исходе оплата данного договора (денежного обязательства) за счет бюджета становится невозможной.
В таком случае кредитор (поставщик товаров, работ и услуг по заключенному договору) вправе обратиться за защитой своих интересов в суд, но даже при вынесении судебного решения его исполнение может осуществляться только с учетом режима иммунитета бюджетов, установленного ст. 239 настоящего Кодекса, с учетом действия Закона о федеральном бюджете на 2004 г., в котором устанавливается, что действие абз. 2 ст. 239 настоящего Кодекса приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. Также нормы, регулирующие порядок взыскания на основании судебных решений в пределах бюджетного года, содержатся в ФЗ о федеральном бюджете, например ст. 135 Закона о федеральном бюджете на 2004 г. гласит, что "исполнение судебных актов по искам к РФ, а также по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства, службой судебных приставов не производится".
|