Статья 235. Финансирование расходов путем зачета денежных средств
1. В случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет).
2. Порядок проведения зачета денежных средств определяется Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
3. Положения, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на зачет налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 69 настоящего Кодекса посвящена формам расходов бюджетов. Представляется, что было бы логично включить в эту статью и такую форму финансирования расходов, как зачет денежных средств. Впрочем, выделение этой формы в отдельную статью также разумно, поскольку эта форма факультативна и применяется не как правило, а в отдельных единичных случаях с соблюдением особой процедуры.
Проведение зачета денежных средств возможно при наличии двух условий. Это, во-первых, установление встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств и, во-вторых, наличие задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет.
Зачет в понимании гражданского законодательства представляет собой один из способов прекращения гражданско-правовых обязательств. Согласно ст. 410 ГК РФ, обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, не указан или определяется моментом востребования. Пунктом 3 ст. 2 ГК РФ установлено, что гражданское законодательство не применяется к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, в том числе к финансовым отношениям, если иное не предусмотрено отраслевым законодательством. Анализируя понятие зачета денежных средств в понятии ст. 235 БК РФ, можно увидеть признаки, которые позволяют выявить одинаковую природу гражданско-правового зачета и зачета денежных средств (встречность, однородность и допустимость требований). Можно отметить, что более корректно было бы говорить не о зачете денежных средств, а о зачете денежных обязательств.
Порядок проведения зачета денежных средств на федеральном уровне должен быть установлен Правительством РФ. Попытка установить порядок проведения зачетов была предпринята установлением Временного порядка проведения зачетов по доходам и расходам федерального бюджета на 1996 г. Данным порядком предусматривалось проведение зачетов между федеральным бюджетом и предприятиями и организациями по внесению налогов и платежей в доход бюджета в денежной форме. Допускалась также возможность участия в зачете наряду с предприятием - получателем бюджетных средств предприятия-должника по отношению к предприятию-бюджетополучателю. Впоследствии была признана необоснованность вовлечения в отношения по зачету денежных средств третьих предприятий и организаций, не являющихся бюджетополучателями и непрактичность применения зачета денежных средств в порядке ст. 235 БК РФ к налоговым отношениям. Указом Президента РФ о дополнительных мерах по мобилизации кассовых поступлений в федеральный бюджет Правительству РФ с 1 января 1998 г. было поручено прекратить любые формы зачетов по обязательствам организаций по уплате налогов в федеральный бюджет и по обязательствам бюджетополучателей по оплате поставленной им продукции, включая денежные зачеты, а также расчеты с организациями-налогоплательщиками, предполагающие целевое использование средств федерального бюджета на погашение налоговой недоимки. В развитие такой политики Законом о внесении изменений и дополнений в БК РФ в ст. 235 был введен п. 3. Пунктом 3 прямо предусмотрено, что положения ст. 235 БК РФ не распространяются на зачет налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии с налоговым законодательством. Так были разграничены налоговые и бюджетные правоотношения.
В настоящее время в зачете денежных средств участвуют только две стороны - государство в лице соответствующих финансовых органов и получатели денежных средств.
|