Статья 213. Внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете в случае сокращения (роста) расходов федерального бюджета более чем на 10 процентов
1. В случае снижения (роста) ожидаемых поступлений в федеральный бюджет, что может привести к изменению финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10 процентов годовых назначений, Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете вместе со следующими документами и материалами:
отчетом об исполнении федерального бюджета за период текущего финансового года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект;
отчетами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета за период текущего финансового года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект;
отчетом об использовании средств резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Президента Российской Федерации;
отчетами Министерства финансов Российской Федерации и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных кредитов;
анализом причин и факторов, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.
2. Государственная Дума рассматривает указанный законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.
3. Первое чтение проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете по основаниям, изложенным в пункте 1 настоящей статьи, в Государственной Думе должно состояться не позднее чем через два дня со дня внесения указанного законопроекта. При рассмотрении указанного законопроекта в первом чтении заслушиваются доклад Правительства Российской Федерации и доклад Счетной палаты Российской Федерации о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет. При рассмотрении в первом чтении указанного законопроекта Государственная Дума принимает его за основу и утверждает новые основные характеристики федерального бюджета.
4. Второе чтение проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете должно состояться не позднее чем через пять дней со дня принятия указанного законопроекта в первом чтении. При рассмотрении указанного законопроекта во втором чтении утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов Российской Федерации.
5. Третье чтение проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете должно состояться не позднее чем через три дня со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении. В третьем чтении указанный законопроект выносится на голосование в целом.
6. Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете не принимается в указанный срок, Правительство Российской Федерации имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу при условии, что федеральным законом о федеральном бюджете не предусмотрено иное.
1. Комментируемая статья заключает в себе положения по определению порядка внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете в случае, если произойдет значительное снижение поступлений в бюджет и вызванного в связи с этим сокращения его расходов более чем на 10%, что создаст серьезные проблемы для страны и вследствие чего потребуется внесение изменений в бюджет в целом или в его определенную часть. Подготавливает предложения по этому вопросу Правительство РФ.
В связи с этим настоящей статьей на Правительство возлагается обязанность вносить на рассмотрение Государственной Думы РФ проект закона о внесении изменений и дополнений в ранее принятый закон о федеральном бюджете в связи с таким сокращением объема бюджетных ресурсов, так как только оно может подготавливать предложения по вышеуказанному вопросу.
Также Правительство РФ представляет вместе с указанным проектом закона документы и материалы, которые позволяют нижней палате парламента решать вопросы по перераспределению бюджетных ресурсов с учетом обстановки, происходящей на данный момент. Пункт 1 предусматривает перечень документов и материалов, которые вносятся Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы РФ вместе с проектом федерального закона о внесении изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете:
- отчетом об исполнении федерального бюджета за период текущего финансового года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект;
- отчетами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета за период текущего финансового года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект;
- отчетом об использовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;
- отчетами Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных кредитов;
- анализом причин и факторов, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете.
2. Пункт 2 устанавливает срок рассмотрения Государственной Думой РФ законопроекта о внесении изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете во внеочередном порядке, он определяется 15 днями, его рассмотрение производится не в четырех, а в трех чтениях и каждое из них происходит в очень жесткие и строго установленные сроки.
3. Пунктом 3 устанавливается то, что первое чтение проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете должно состояться в Государственной Думе РФ не позднее чем через 2 дня со дня внесения данного законопроекта.
В основном оно проводится так же, как и первое чтение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. На этой стадии Государственная Дума РФ приходит к заключению о том, принять ли представленный законопроект за основу, который ранее был предложен Правительством РФ, или отклонить его. Если решение будет положительным, то нижней палатой парламента будут утверждены новые характеристики федерального бюджета, а если решение будет отрицательны, она возвратит предложенный законопроект в Правительство РФ на соответствующую доработку.
При возникновении на данной стадии разногласий по вопросам, затрагивающим бюджетную политику, между Правительством РФ и Государственной Думой РФ, или если Государственная Дума РФ сделает заключение о том, что снижение ожидаемых поступлений в бюджет, а также нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств явилось результатом неудовлетворительной работы Правительства РФ, она может поставить и вопрос о доверии Правительству РФ. Этот вопрос решается в соответствии с п. 3 ст. 117 Конституции РФ.
4. Пункт 4 рассматривает вопрос о предмете второго чтения - расходной части бюджета. Для упрощения и ускорения процедуры прохождения ФЗ о внесении изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете на этой стадии обобщаются вопросы по предметам второго и третьего чтения при первом рассмотрении проекта бюджета Государственной Думой РФ.
Нижняя палата парламента на данной стадии проводит работу по утверждению и пересмотру объемов ассигнований одновременно как по разделам, так и по подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ.
Данный пункт устанавливает срок по второму чтению проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете, который определяется не позднее чем через 5 дней со дня завершения первого чтения
5. Пункт 5 закрепляет положение о рассмотрении в третьем чтении законопроекта о внесении изменений и дополнений в ранее утвержденный федеральный бюджет. Законопроект на этой стадии выносится на голосование полностью, внесение поправок на данной стадии не допускается. Голосование по нему должно состояться не позднее чем через 3 дня со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
6. Данный пункт предусматривает ситуацию, которая возникает в том случае, если проект закона о внесении изменений и дополнений в федеральный бюджет не будет принят в установленный срок.
В этом случае Правительство РФ наделяется правом произвести пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу при условии, что федеральным законом о федеральном бюджете не предусмотрено иное.
Учитывая все вышеизложенное, нужно иметь в виду, что вынужденное сокращение бюджетных расходов должно быть выборочным. Так, при значительном уменьшении бюджетных поступлений требуется некоторый пересмотр расходной части бюджета, который может сделать только законодательная власть.
|