Статья 203. Порядок работы согласительной комиссии в случае отклонения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год
1. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и передачи его в согласительную комиссию в течение 10 дней указанная комиссия разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета, согласовывая указанные характеристики с внесенными на рассмотрение Государственной Думы законопроектами о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах и сборах и проектом программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
2. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, от Совета Федерации и от Правительства Российской Федерации (далее - стороны). Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.
3. По окончании работы согласительной комиссии Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, а также законопроекты, связанные с основными характеристиками федерального бюджета.
Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы.
4. По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год.
Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается повторно отклоненным в первом чтении.
При повторном отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума не имеет права повторно направить указанный законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство Российской Федерации. Повторное отклонение проекта федерального закона о федеральном бюджете возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
При утверждении основных характеристик федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума по итогам работы согласительной комиссии не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение согласительной комиссии.
1. Комментируемая статья устанавливает порядок работы согласительной комиссии в случае отклонения Государственной Думой РФ в первом чтении проекта ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Весь процесс рассмотрения проекта федерального бюджета определен жесткими сроками, данная статья не исключение: предельный срок для работы согласительной комиссии по уточнению основных характеристик бюджета - 10 дней. За это время согласительная комиссия должна выполнить все возможное, для того чтобы найти наилучший вариант и подготовить его в виде основных характеристик федерального бюджета, учитывающих как предложения и рекомендации комитетов обеих палат, ответственных за рассмотрение бюджета, так и содержание внесенных на рассмотрение Государственной Думы РФ одновременно с проектом бюджета законопроектов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах и сборах и проекта программы государственных внешних заимствований.
2. Прежде чем рассматривать п. 2 настоящей статьи, следует обратить внимание на достаточно сложный состав согласительной комиссии: в нее одновременно входят представители законодательной и исполнительной власти, верхней и нижней палат парламента. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов комиссии от каждой из трех входящих в нее сторон:
- от Государственной Думы РФ;
- от Совета Федерации;
- от Правительства РФ.
Так, в каждой из сторон решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании представителей данной стороны, решение будет признано согласованным, если его поддержали все три стороны. В случае если хотя бы одна из сторон не согласна с решением и возражает против него, оно будет признано несогласованным, так как каждая из сторон, которая представлена в согласительной комиссии, обладает самостоятельными полномочиями в бюджетном процессе.
3. Пунктом 3 комментируемой статьи устанавливается, что Правительство РФ вправе вносить на рассмотрение Государственной Думы РФ согласованные основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год, после окончания работы согласительной комиссии оно же вносит в парламент законопроекты, связанные с основными характеристиками федерального бюджета, если такие законопроекты претерпели изменения вследствие работы согласительной комиссии, так как Правительство РФ - это единственный орган, который вправе составлять проект бюджета и представлять его на утверждение парламента.
4. После того как Государственная Дума РФ получает итоги рассмотрения в первом чтении проекта ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год, она переходит к принятию своего постановления об одобрении в первом чтении проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, с указанием характеристик бюджета, которые определены ст. 199 настоящего Кодекса.
Законопроект о бюджете будет считаться повторно отклоненным в первом чтении, если Государственная Дума РФ не набирает необходимого числа голосов в поддержку предложенных согласительной комиссией основных характеристик проекта федерального бюджета. При такой ситуации нижняя палата парламента утрачивает право вновь направить законопроект о федеральном бюджете в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство РФ, а Государственная Дума РФ имеет возможность продолжить поиск согласованного решения по спорным позициям и провести по ним повторное голосование. Но если компромисса достичь не удается, то Государственная Дума РФ признает законопроект о бюджете повторно отклоненным. из этого следует, что одновременно ставится вопрос о доверии Правительству РФ.
В настоящем Кодексе ч. 2 ст. 201 предусматривается правило, согласно которому Государственная Дума РФ при утверждении основных характеристик федерального бюджета в первом чтении не вправе увеличивать без согласия Правительства РФ доходы и дефицит бюджета. Это же правило применяется и при утверждении основных показателей бюджета по итогам работы согласительной комиссии.
|