Статья 192. Документы и материалы, представляемые в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год
1. Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года одновременно со следующими документами и материалами:
предварительными итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года;
прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год;
основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
планом развития государственного и муниципального секторов экономики;
прогнозом Сводного финансового баланса по территории Российской Федерации на очередной финансовый год;
прогнозом консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год;
основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в очередном финансовом году;
проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год;
проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;
проектом государственной программы вооружения на очередной финансовый год (в рамках государственной программы вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации на десятилетний период);
проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на очередной финансовый год;
расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;
международными договорами Российской Федерации, вступившими в силу для Российской Федерации и содержащими ее финансовые обязательства на очередной финансовый год, включая нератифицированные международные договоры Российской Федерации о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;
проектом программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год;
проектом программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год;
проектом структуры государственного внешнего долга Российской Федерации по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в очередном финансовом году;
проектом структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации и проектом программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год;
предложениями по индексации минимальных размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих, а также предложениями по порядку индексации (повышения) оплаты труда работников организаций бюджетной сферы;
перечнем законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что федеральным бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию;
расчетами прогнозируемого объема Стабилизационного фонда на начало и конец очередного финансового года, прогнозируемого объема поступлений в Стабилизационный фонд и (или) использования средств Стабилизационного фонда в очередном финансовом году.
2. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:
о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах;
о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации до 1 августа текущего финансового года вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.
3. В случае, если проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год предусматривается индексация минимального размера оплаты труда и минимального размера государственных пенсий, Правительство Российской Федерации одновременно вносит проекты федеральных законов о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда.
4. В случае возникновения разногласий между Государственной Думой, Советом Федерации, органами федеральной судебной системы, Конституционным Судом Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в связи с составлением смет расходов соответствующих органов одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу протокол разногласий по поводу расходов указанных органов, не согласованных с Правительством Российской Федерации.
1. Федеральным законом о внесении дополнений в БК РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ в п. 1 ст. 192 настоящего Кодекса внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2004 г. Исходя из содержания комментируемой статьи, в первую очередь нужно рассмотреть вопрос о сроке представления Правительством РФ проекта закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы РФ. Проект должен быть представлен не позднее 26 августа текущего года. Законодатель устанавливает такие сроки в связи с тем, что финансовый год, на который составляется бюджет, начинается 1 января, и Государственной Думе РФ нужен промежуток время, чтобы качественно сделать всю сложнейшую работу по рассмотрению и принятию бюджета до начала финансового года. В комментируемом пункте существует указание на то, что проект закона должен быть представлен "не позднее" предусмотренного срока, это представляет собой огромное значение, так как опоздание даже на незначительный срок с его представлением сломает весь и без этого очень напряженный график его прохождения и даже может привести к таким последствиям, что страна вступит в новый финансовый год без бюджета, со всеми вытекающими последствиями.
В комментируемой статье основным содержанием является перечень документов и материалов, которые представляются в Государственную Думу РФ одновременно с проектом ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Вопрос об оставлении проекта федерального бюджета является исключительной прерогативой Правительства РФ. Но в соответствии с Конституцией РФ правом на утверждение этого бюджета пользуется лишь Федеральное Собрание РФ - парламент. Только он вправе окончательно формировать федеральный бюджет и принимать его в форме закона. К одним из самых главных и важных полномочий парламента относится утверждение бюджета. Совместно с правом принимать законы оно служит главным аспектом, посредством которого Федеральное Собрание РФ как представительный орган государственной власти участвует в определении политики государства, в руководстве экономикой и социально-культурным развитием страны. В связи с этим Федеральное Собрание РФ и его нижняя палата - Государственная Дума РФ нуждается в очень точном детальном изучении не только проекта закона о федеральном бюджете, представляемого на ее рассмотрение, но и всех материалов и документов, на основании которых он составляется. Только при выполнении данного условия Государственная Дума РФ может решать вопрос о бюджете с полным знанием того, что она делает.
Приведенный в комментируемой статье перечень документов и материалов, которые представляются в Государственную Думу РФ одновременно с проектом ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год, - это самый минимум данных, которые Правительство РФ обязано готовить и представлять в парламент в ходе формирования бюджета. Если Правительством РФ будет сделан вывод, что необходимо представить парламенту какие-либо другие дополнительные документы и материалы, сверх тех, которые предусмотрены законом, для обоснования проекта бюджета, оно вправе это сделать. Нижняя и верхняя палаты Федерального Собрания РФ могут сделать запрос в Правительство РФ на дополнительные документы и материалы, если они сделают вывод о необходимости ознакомления с ними, в связи с рассмотрением проекта бюджета. Документы и материалы, которые уже имеются в наличии у Правительства РФ, передаются сразу же в парламент, а если запрошенных данных нет в готовом виде, но подготовка которых может осуществляться только им, и палаты Федерального Собрания РФ сделали запрос для получения таких данных, то Правительство РФ должно их подготовить в приемлемые реальные сроки и предоставить в распоряжение парламентариев. Данные, которые имеются в наличии, передаются в Государственную Думу РФ автоматически, в силу закона, без каких бы то ни было запросов со стороны Думы.
Все перечисленные в комментируемой статье документы и материалы представляются в Государственную Думу РФ до 26 августа текущего года, но они должны охватывать весь год целиком или делать вывод исходя из итогов этого года, если речь идет о прогнозах на очередной финансовый год, поэтому можно сделать вывод о том, что все данные носят предварительный характер. Это означает, что в процессе рассмотрения проекта бюджета Государственной Думой РФ обеспечивается ее постоянное сотрудничество с Правительством РФ, которое позволяет своевременно вносить необходимые изменения и уточнения в представленные документы и материалы на основе фактических итогов последующих периодов текущего года.
Конституцией РФ закреплены основные направления внутренней и внешней политики государства, а значит, бюджетной и налоговой политики, которые определяются Президентом РФ (п. 3 ст. 80).
Президент РФ и подотчетное ему Правительство РФ формулируют основные направления бюджетной и налоговой политики на основе действующего федерального законодательства, устанавливающего виды налогов и других обязательных платежей в бюджет, их ставки, порядок их взимания и т.д. Так, если они сочтут нужным внести в эти основные направления существенные изменения, затрагивающие действующее законодательство, они обязаны представить на рассмотрение Государственной Думы РФ предложения о соответствующих изменениях законодательства и этим обеспечить прерогативы Федерального Собрания РФ как представительного и законодательного органа РФ в области налогов и бюджета.
2. В п. 2 комментируемой статьи предусматривается обязанность Правительства РФ вносить в Государственную Думу РФ одновременно с проектом закона о федеральном бюджете проекты законов о внесении изменений и дополнений в федеральные законодательные акты о налогах и сборах и в Закон о бюджетной классификации, проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ.
В настоящем Кодексе (ст. 144) излагается, что в РФ существуют сегодня следующие вида государственных внебюджетных фондов:
- Пенсионный фонд РФ;
- Фонд социального страхования РФ;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Так как основным источником доходов каждого из них являются обязательные платежи, установленные законодательством РФ, на Правительство РФ возложена обязанность еще до представления проекта федерального бюджета на предстоящий год в Государственную Думу РФ, а именно до 1 августа текущего финансового года, внести на ее рассмотрение проект Закона о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.
3. Пунктом 3 комментируемой статьи устанавливается возможность инфляции в планируемом финансовом году, которая нуждается в индексации минимального размера оплаты труда и минимального размера государственных пенсий. При срочной необходимости такой индексации Правительство РФ вносит в Государственную Думу РФ одновременно с проектом закона о бюджете проекты соответствующих ФЗ, обеспечивающих проведение индексации. Если Правительство РФ в силу каких-либо причин не внесло таких законопроектов, Государственная Дума РФ вправе потребовать их представления.
4. При возникновении разногласий между Государственной Думой РФ, с одной стороны, Советом Федерации РФ, органами федеральной судебной системы, Конституционным Судом РФ, Счетной палатой РФ и Правительством РФ - с другой, которые возникают в связи с составлением смет расходов соответствующих органов, и особенно тех, которые не согласованы с Правительством РФ, как единственным органом, имеющим право вносить в парламент проект федерального бюджета, на Правительство РФ возлагается обязанность представлять в Государственную Думу РФ одновременно с проектом закона о федеральном бюджете протокол разногласий по поводу таких расходов.
|