Статья 7. Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти
Федеральные органы государственной власти в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:
установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением, утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;
установление порядка разграничения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;
определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
установление порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга Российской Федерации;
осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом Российской Федерации;
установление бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения, утверждение бюджетной классификации Российской Федерации и порядка ее применения в части, относящейся к федеральному бюджету;
установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;
установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;
установление оснований и порядка временного осуществления федеральными органами государственной власти (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);
временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям федеральных органов государственной власти.
В комментируемой статье дан широкий перечень конкретных полномочий, предметы ведения федеральных органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных правоотношений, т.е. раскрыта лишь первая часть бюджетной компетенции. Исходя из смысла комментируемой статьи, которая содержит формулировку "иные бюджетные полномочия, осуществляемые органами государственной власти РФ", можно сделать вывод о том, что указанный перечень полномочий не является конкретным и подлежит расширительному толкованию.
Вторая составная часть понятия "бюджетная компетенция" - конкретные права и обязанности, формы ответственности федеральных органов власти и управления детализированы на уровне указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных приказов и инструкций. Права и обязанности органов государственной власти РФ - это непосредственно субъективные бюджетные полномочия. В соответствии с основами теории государства и права, исходя из смысла комментируемой статьи, бюджетные полномочия РФ можно разделить на три основные группы.
1. Полномочия, основанные на конституционных нормах и принципах, закрепляющих:
а) государственный суверенитет РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю территорию государства, в том числе на территорию отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
б) предмет исключительного ведения РФ - установление правовых основ единого экономического пространства, а также проведение единой финансовой, кредитной, денежной политики, осуществление валютного регулирования и таможенного контроля.
Из этих конституционных правомочий РФ вытекают следующие полномочия органов государственной власти РФ в области бюджетных правоотношений:
- установление видов бюджетов, порядка и принципа объединения всех бюджетов в единую бюджетную систему РФ;
- определение видов расходов, включаемых в бюджет текущих расходов и бюджет развития;
- ограничение состава источников доходов, поступающих в бюджеты субъектов РФ либо бюджеты муниципальных образований;
- установление общего порядка и принципов распределения доходов в бюджетной системе;
- установление общего порядка и принципов формирования расходной части бюджетов различного уровня;
- утверждение единых бюджетных классификаций, действующих на всей территории Российской Федерации;
- некоторые другие права.
Реализация ранее перечисленных правомочий РФ в области бюджетного регулирования направлена на проведение единой финансово-бюджетной политики на всей территории Российской Федерации.
2. Полномочия органов государственной власти РФ по формированию, распределению и использованию средств, находящихся в федеральном бюджете. Иными словами, это группа общих прав участника бюджетного процесса, обладающего самостоятельными правами и обязанностями в области бюджетного регулирования. К таким правомочиям РФ относятся:
- право на собственный бюджет;
- право на получение доходов, закрепленных за федеральным бюджетом;
- право на определение направлений использования средств федерального бюджета и объема бюджетных средств, расходуемых по данным направлениям;
- право на организацию и осуществление бюджетного процесса;
- право на установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению на стадии исполнения бюджета;
- право устанавливать перечень защищенных статей текущих расходов федерального бюджета;
- некоторые другие права.
3. Полномочия федеральных органов государственной власти РФ по отношению к бюджетам нижестоящего уровня - бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам. К данной группе полномочий РФ относятся следующие права в области бюджетного регулирования:
- установление дифференцированных или единых нормативов отчислений от регулирующих доходов федерального бюджета в целях зачисления в нижестоящие бюджеты;
- определение размера дотаций, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а также размера субвенций, направлений их использования; принятие специального федерального законодательства, регулирующего порядок предоставления дотаций и субвенций;
- закрепление за бюджетами субъектов РФ на срок, не превышающий 5 лет, регулирующих доходов, и передача указанных доходов в целях обеспечения гарантированного уровня минимальной обеспеченности бюджета субъекта РФ;
- некоторые другие права.
К органам государственной власти РФ, осуществляющим реализацию и обеспечивающим проведения единой бюджетной политики, относятся:
1) законодательные (представительные) органы. В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 114 Конституции РФ в ведении Государственной Думы РФ находятся рассмотрение и утверждение федерального бюджета, отчета о его исполнении, принятие нормативно-правовых актов по бюджетным вопросам, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении внебюджетных государственных социальных фондов и некоторые другие функции. Особая роль отводится Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и Комитету Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию;
2) исполнительные органы. Среди них выделяют исполнительный орган общей компетенции - Правительство РФ, которое в соответствии с Законом о Правительстве РФ организует контроль за составлением и исполнением федерального бюджета, проведением единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет валютный контроль. Кроме этого, Правительство РФ обладает правом наблюдать и контролировать деятельность федеральных исполнительных органов отраслевой компетенции, а также исполнительных органов общей и специальной компетенции субъектов РФ.
Значительная роль среди федеральных органов в области бюджетного регулирования отведена отраслевым исполнительным органам - таким как: Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Контрольно-ревизионное управление, Федеральное казначейство и др. Помимо этих органов, некоторыми полномочиями в области бюджетного дела обладает Главное контрольное управление Президента РФ. Кроме того, согласно п. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ.
|