Статья 136. Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации
1. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций из региональных фондов компенсаций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Бюджетные кредиты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов местного самоуправления перед бюджетом субъекта Российской Федерации.
Использование бюджетных кредитов, полученных местными бюджетами из бюджетов субъектов Российской Федерации, для предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается.
3. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации финансовой помощи и бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований, для которых в двух из трех последних отчетных лет суммарная доля дотаций из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам в общем объеме собственных доходов превышала 50 процентов.
4. Нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.
5. При несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации орган, исполняющий бюджет субъекта Российской Федерации, вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций из регионального фонда компенсаций) соответствующим местным бюджетам.
Одной из отличительных особенностей оказания финансовой помощи в форме предоставления субвенций или субсидий является их адресность и целевой характер. В рамках п. 1 комментируемой статьи БК РФ законодателем рассмотрены три основных направления целевого расходования средств, полученных в качестве субвенций и субсидий. Однако данный перечень не является исчерпывающим и подлежит расширению иными федеральными законами, законами субъектов РФ. Субвенции и субсидии так же, как и дотации, предоставляются на основе решений представительных органов государственной власти РФ либо субъектов РФ, принимаемых по заявкам, поданным заинтересованными в получении субвенций или субсидий органами представительной власти субъектов РФ либо муниципальных образований.
Предоставление субвенций подчинено четырем основным условиям, несоблюдение которых имеет различные негативные последствия для их получателей.
1. Средства, полученные путем предоставления субвенций, должны расходоваться на мероприятия, указанные в решении о предоставлении субвенции. Нарушение условия о целевом использовании субвенции предполагает возврат субвенции в бесспорном порядке органу, ее предоставившему.
2. Субвенционное финансирование предполагает долевое участие бюджета, за счет средств которого предоставляются субвенции, и бюджета, в состав которого выделяются субвенции, в финансировании мероприятий, ради которых предоставлена субвенция. Иными словами, получатель субвенции обязан покрыть часть расходов, направленных на финансирование мероприятий, за счет собственных доходов, не связанных с полученной субвенцией. Нарушение данного условия предполагает прекращение поступления субвенций.
3. Субвенционные средства предоставляются на определенный срок, в течение которого они должны быть направлены на финансирование целевых мероприятий. Нарушение срока использования субвенции влечет ее возврат в бесспорном порядке органу, ее предоставившему. По итогам использования субвенционных средств органы, их получившие, обязаны предоставить полный отчет органам, предоставившим субвенции.
4. Процесс использования полученных субвенций подконтролен органам государственной власти РФ либо субъектов РФ, оказавшим финансовую помощь.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи БК РФ расчет размеров и порядок предоставления субвенций и субсидий могут быть установлены в специальном федеральном законе в качестве общих методических правил либо в федеральном законе о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год применительно к отдельных видам субвенций и субсидий. Например, в соответствии со ст. 48 Закона о федеральном бюджете на 2002 г. субсидии предоставлялись субъектам РФ на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Субвенции в свою очередь предоставлялись в целях компенсации тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области.
|