Статья 124. Регулирование долга иностранных государств перед Российской Федерацией
1. Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед Российской Федерацией по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
2. Под реструктуризацией долга иностранных государств перед Российской Федерацией в целях настоящего Кодекса понимается погашение иностранными государствами своих долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.
Реструктуризация долга иностранных государств перед Российской Федерацией может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы задолженности.
3. Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются:
суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
предельный размер долга иностранных государств на конец финансового года, за исключением государств - участников Содружества Независимых Государств;
предельный размер долга государств - участников Содружества Независимых Государств;
предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам - участникам Содружества Независимых Государств;
предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией государствам - участникам Содружества Независимых Государств;
программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
4. Исключен.
Понятие "регулирование долга иностранных государств" в рамках комментируемой статьи БК РФ схоже с понятием "управление внутренним и внешним государственным долгом". Однако законодатель не употребляет термин "управление" по отношению к долговым обязательствам, в которых РФ выступает в роли кредитора, так как управлять чужим долгом не целесообразно. Управление долгом требует значительных экономических затрат. К тому же управление включает в себя также погашение долговых обязательств. В остальном понятия "регулирование долга иностранных государств" и "управление долгом Российской Федерации" схожи.
Согласно п. 1, 2, 3 комментируемой статьи БК РФ "регулирование долга иностранных государств" включает в себя три комплекса мероприятий.
Во-первых, это законодательное утверждение государственного кредита РФ на уровне Государственной Думы РФ (п. 1 комментируемой статьи БК РФ). При составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год Министерство финансов РФ должно представить в составе материалов и документов сведения, которые характеризуют долг иностранных государств перед РФ. Перечень таких сведений содержится в п. 1 комментируемой статьи БК РФ. Во-вторых, при непосредственном утверждении федерального закона о федеральном бюджете в его статьях должны быть отражены сведения по шести основным показателям:
1) суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
2) предельный размер долга иностранных государств на конец финансового года, за исключением государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ). Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 113 Закона о федеральном бюджете на 2002 г. установлен верхний предел государственного внешнего долга перед РФ (за исключением государств - участников Содружества Независимых Государств) в сумме 76,7 млрд долларов США;
3) предельный размер долга государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ). Согласно п. 4 ст. 113 Закона о федеральном бюджете на 2002 г. установлен верхний предел государственного внешнего долга перед РФ государств - участников Содружества Независимых Государств в сумме 4,7 млрд долларов США;
4) предельный объем государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам - участникам Содружества Независимых Государств. В соответствии со ст. 4 Закона о федеральном бюджете на 2002 г. данный предельный размер установлен в сумме до 15 750,0 млн рублей, эквивалентной 500,0 млн долларов США.
5) предельный объем государственных кредитов, предоставляемых РФ государствам - участникам Содружества Независимых Государств. В соответствии со ст. 5 Закона о федеральном бюджете на 2002 г. данный предельный размер установлен в сумме до 4095,0 млн рублей. При этом отдельно устанавливается предельный размер государственного кредита, предоставляемого Республике Беларусь, равного сумме до 1260,0 млн рублей. Согласно указанному федеральному закону государственные кредиты государствам - участникам СНГ предоставлялись в 2002 г. при условии исполнения указанными государствами обязательств по уплате процентных платежей и погашению основной задолженности по ранее предоставленным кредитам;
6) программа предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям.
Третий комплекс мероприятий, направленных на регулирование долга иностранных государств, является реструктуризация (п. 2 комментируемой статьи БК РФ). Реструктуризация в рамках комментируемой статьи БК РФ аналогична реструктуризации, проводимой в отношении государственного внешнего или внутреннего долга РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. По общему правилу реструктуризация долга иностранных государств перед РФ подразумевает полное либо частичное списание задолженности в форме замены прежнего долгового обязательства новым. Реструктуризация проводится при наличии обоюдного согласия сторон кредитных отношений, т.е. односторонний отказ от исполнения прежнего долгового обязательства и замена его новым не допускаются.
|