главная карта сайта скачать БК РФ партнеры контакты
Бюджетный Кодекс РФ

Рейтинг лучших сайтов категории Общество

Rambler's Top100

Бюджетный Кодекс РФ / Глава 14 / Статья 115

Статья 115. Государственные и муниципальные гарантии


1. Государственной или муниципальной гарантией в целях настоящего Кодекса признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
2. Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной.
Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).
3. В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:
сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта;
определение объема обязательств по гарантии.
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.
4. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
5. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.
Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед третьем лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии.
Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной или муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг Российской Федерации, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта.
7. Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.
Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение государственных и муниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.



Как известно, одной из форм существования государственных и муниципальных долговых обязательств является заключение договоров о предоставлении государственных и муниципальных гарантий, договоров поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. По таким договорам в роли гаранта выступает РФ, субъект РФ либо муниципальное образование, в роли заемщика - юридические лица, субъект РФ, муниципальное образование, в роли кредитора - иностранные государства, физические и юридические лица, международные организации, в том числе кредитные. К кредитным отношениям, построенным на основе государственных и муниципальных гарантий, применяются нормы БК РФ, иное бюджетное законодательство, а также нормы гражданского законодательства, а именно параграф 5 (Поручительство), параграф 6 (Банковская гарантия) ГК РФ.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи БК РФ государственная или муниципальная гарантия выдается в целях обеспечения исполнения долгового обязательства третьего лица, обратившегося за выдачей такой гарантии. При этом обеспечение может касаться как полного, так и частичного исполнения долгового обязательства. Таким образом, РФ, субъект РФ или муниципальное образование в части выданной гарантии становятся ответственными перед кредиторами первоначальных заемщиков за неисполнение либо ненадлежащее исполнение принятых долговых обязательств.
Пунктом 2 комментируемой статьи БК РФ регламентируется форма государственной или муниципальной гарантии - простая письменная. При этом по правилам гражданского законодательства несоблюдение формы сделки, договора, в том числе несоблюдение договора поручительства, государственной и муниципальной гарантии, является основанием для признания их недействительными. При этом законодатель установил ничтожность государственных и муниципальных гарантий, заключенных с нарушением письменной формы, что означает необязательность оспаривания такой гарантии в судебном порядке и ее недействительность независимо от судебного решения. Однако в судебном порядке могут быть установлены последствия ничтожности недействительной государственной или муниципальной гарантии.
В п. 3 комментируемой статьи БК РФ перечислены существенные условия договора о предоставлении государственных и муниципальных гарантий. Отсутствие существенных условий влечет признание таких гарантий недействительными. Срок государственной или муниципальной гарантии не является существенным условием договора об их предоставлении, однако он не должен превышать срок действия долговых обязательств заемщика, обратившегося за гарантией.
В п. 4 комментируемой статьи БК РФ установлен порядок предоставления государственных и муниципальных гарантий. Законодатель, исходя из важности и исключительности такого способа обеспечения гражданско-правовых обязательств, как государственные и муниципальные гарантии, определил конкурсную основу их предоставления. Общие правила о проведении конкурса содержатся в ст. 447-449 ГК РФ. Конкурс может быть открытым или закрытым, т.е. среди ограниченного круга лиц. Договор о предоставлении государственной или муниципальной гарантии заключается с тем лицом, которое по итогам конкурсной комиссии предложило наилучшие условия кредитных отношений. Конкурс, в котором участвовало только одно лицо, признается несостоявшимся. В случае, если конкурс вследствие нарушения правил его проведения был признан судом недействительным, тогда договор о предоставлении государственных или муниципальных гарантий также должен быть признан недействительным.
В п. 5 комментируемой статьи БК РФ установлена субсидиарная (дополнительная) форма ответственности гаранта (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) по гарантированным долговым обязательствам. Согласно ст. 399 ГК РФ субсидиарная ответственности предполагает, что кредитор в случае недостаточности средств у заемщика может обратиться к гаранту для исполнения обязательства в недостающей части. При этом законодатель предусматривает, что РФ, субъект РФ, муниципальное образование могут нести ответственность по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям исключительно в денежной форме. При этом РФ, субъект РФ, муниципальное образование имеют право регресса (обратного требования) к заемщику. Иными словами, заемщик обязан возвратить гаранту уплаченные за него денежные средства.
Согласно п. 6 комментируемой статьи БК РФ в отношении государственных гарантий, составляющих внешний долг РФ, может применяться не только субсидиарная, но и солидарная форма ответственности. В соответствии со ст. 323 ГК РФ при солидарной ответственности кредитор вправе требовать исполнения долгового обязательства как от заемщика, так и от гаранта. При этом гарант может отвечать по гарантированным долговым обязательствам полностью либо частично, в том числе в равных долях с заемщиком. При солидарной ответственности РФ, субъекты РФ, муниципальные образования также сохраняют право регресса к первоначальному заемщику.
В соответствии с п. 7 комментируемой статьи БК РФ исполненные государственные и муниципальные гарантии при составлении и утверждении бюджета соответствующего уровня учитываются как расходы и включаются в графу "предоставление кредитов". Однако, если исполненные государственные и муниципальные гарантии не влекут ответного предоставления со стороны первоначального заемщика, тогда исполнение таких гарантий отражается в источниках средств на покрытие бюджетного дефицита.



   © 2009 BK-RF.ru