Статья 104. Право государственных и муниципальных внутренних заимствований
1. Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.
2. От имени Российской Федерации право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному Правительством Российской Федерации ответственному федеральному органу исполнительной власти.
3. От имени субъекта Российской Федерации право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4. От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Для начала важно отметить, что право внутренних заимствований, в отличие от внешних, принадлежит в равной мере РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Государственные внутренние заимствования РФ, субъектов РФ - это займы, привлекаемые от граждан и юридических лиц, иностранных государств, международных организаций, иных субъектов международного права, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъектов РФ как заемщиков либо гарантов исполнения долговых обязательств другими заемщиками. Муниципальные внутренние заимствования - это займы, привлекаемые от граждан и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства органа местного самоуправления как заемщика либо гаранта исполнения долговых обязательств другими заемщиками. Внутренние государственные и муниципальные заимствования должны быть выражены в валюте РФ.
Так же, как и внешние заимствования, внутренние заимствования состоят из двух показателей:
1) непосредственные внутренние заимствования РФ, субъекта РФ либо муниципального образования у кредиторов;
2) выдача государственных или муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов).
В рамках п. 2, 3, 4 комментируемой статьи БК РФ проводится разграничение полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в части привлечения государственных внутренних заимствований. Так, при реализации указанных полномочий от имени Российской Федерации выступает Правительство РФ либо назначенный им федеральный орган исполнительной власти, от имени субъектов РФ - уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с нормативными актами субъектов РФ), от имени муниципального образования - уполномоченные органы местного самоуправления (в соответствии с уставом муниципального образования).
Так же, как и средства, полученные в порядке привлечения внешних заимствований, поступления от внутренних заимствований имеют целевое предназначение. Законодатель в п. 1 комментируемой статьи БК РФ определил следующие два направления расходования средств государственных и муниципальных внутренних заимствований:
1) покрытие дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта РФ либо муниципального бюджета;
2) финансирование расходов, связанных с погашением государственного и муниципального долга.
Расходование средств, полученных от привлечения государственных и муниципальных внутренних заимствований, с нарушением их целевого назначения влечет наложение санкций.
|