Статья 66. Составные части расходов бюджетов
1. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.
2. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
3. Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком "минус".
1. Согласно п. 1 комментируемой статьи основанием разделения расходов бюджетов на текущие и капитальные является их экономическое содержание, под которым следует понимать значение расходов бюджетов в процессе общественного воспроизводства.
Экономическая наука выделяет два вида общественного воспроизводства - простое и расширенное. Первый из названных видов предполагает, что воспроизводство происходит в неизменном масштабе. Для второго вида характерно воспроизводство в увеличивающемся масштабе.
Простое воспроизводство предполагает неизменный уровень техники и производительности труда. Расширенное же воспроизводство возможно только в условиях роста производительности труда, обусловленного различными факторами, в первую очередь научно-техническим прогрессом и связанными с ним изменениями производственных отношений.
Рассматривая названные виды общественного воспроизводства, следует обратить внимание на то, что простое воспроизводство является одним из этапов расширенного. Вместе с тем каждый из названных видов имеет свои закономерности.
Таким образом, текущие расходы бюджетов, предназначенные для покрытия ежедневных потребностей государства и местного самоуправления, обеспечивают решение вопросов простого воспроизводства в масштабе РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Что касается капитальных расходов бюджетов, то они направлены на решение задач расширенного воспроизводства и предполагают достижение ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Действующая в настоящее время экономическая классификация расходов бюджетов установлена приложением 6 к Закону о бюджетной классификации и приложением 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ.
В соответствии с вышеназванными нормативными актами экономическая классификация состоит из пяти уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов.
В состав экономической классификации входят следующие группы расходов:
100 000 - текущие расходы;
200 000 - капитальные расходы;
300 000 - предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд), за вычетом погашения.
В группу "Текущие расходы" включаются следующие подгруппы:
а) закупки товаров и оплата услуг;
б) выплата процентов по государственному долгу РФ и субъектов РФ, долгу муниципальных образований;
в) субсидии, субвенции и текущие трансферты;
г) оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.
В свою очередь в подгруппу "Закупки товаров и оплата услуг" включаются следующие предметные статьи:
а) оплата труда;
б) начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
в) приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
г) командировки и служебные разъезды;
д) транспортные услуги;
е) оплата услуг связи;
ж) оплата коммунальных услуг;
з) оплата геолого-разведочных работ;
и) оплата услуг по типовому проектированию;
к) прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг.
В подгруппу "Выплата процентов по государственному долгу Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, долгу муниципальных образований" включаются следующие предметные статьи:
а) выплата процентов по займам РФ, полученным внутри страны;
б) выплата процентов по кредитам, полученным внутри страны;
в) выплата процентов по бюджетным кредитам, займам, предоставленным бюджетами других уровней;
г) выплата процентов по ценным бумагам субъектов РФ (размещенным внутри страны) и муниципальным ценным бумагам;
д) прочие расходы, связанные с обслуживанием государственного внутреннего долга РФ, субъектов РФ, долга муниципальных образований;
е) выплата процентов по государственному внешнему долгу РФ;
ж) выплата процентов по государственному внешнему долгу субъектов РФ.
В подгруппу "Субсидии, субвенции и текущие трансферты" включаются следующие предметные статьи:
а) субсидии и субвенции;
б) текущие трансферты;
в) трансферты населению.
В свою очередь предметные статьи подразделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение расходов бюджетов.
Предметная статья "Субсидии и субвенции" состоит из следующих подстатей:
а) субсидии государственным организациям и организациям других форм собственности;
б) субсидии финансовым организациям;
в) субсидии на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг);
в) прочие субсидии;
г) субвенции.
Предметная статья "Текущие трансферты" состоит из следующих подстатей:
а) средства, передаваемые другим бюджетам бюджетной системы;
б) трансферты неприбыльным организациям.
Предметная статья "Трансферты населению" состоит из следующих подстатей:
а) выплата пенсий и пособий;
б) стипендии;
в) прочие трансферты населению;
г) компенсации на лечение.
В группу "Капитальные расходы" включаются следующие подгруппы:
а) капитальные вложения в основные фонды;
б) создание государственных запасов и резервов;
в) приобретение земли, нематериальных активов и других активов;
г) капитальные трансферты.
В подгруппу "Капитальные вложения в основные фонды" включаются предметные статьи:
а) приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования;
б) капитальное строительство;
в) капитальный ремонт.
Подгруппа "Создание государственных запасов и резервов" состоит из предметной статьи - приобретение товарно-материальных ценностей для государственных запасов и резервов.
Подгруппа "Приобретение земли, нематериальных активов и других активов" включает в себя следующие предметные статьи:
а) приобретение земли;
б) приобретение нематериальных активов;
в) приобретение других активов.
В подгруппу "Капитальные трансферты" включаются предметные статьи:
а) капитальные трансферты внутри страны;
б) капитальные трансферты за границу.
Подгруппа "Предоставление бюджетных кредитов" состоит из следующих предметных статей:
а) предоставление бюджетных кредитов внутри страны;
б) возврат бюджетных кредитов, предоставленных внутри страны;
в) предоставление РФ государственных кредитов правительствам иностранных государств, их юридическим лицам, а также инвестиций за пределами территории Российской Федерации;
г) возврат государственных кредитов правительствами иностранных государств, их юридическими лицами, а также поступления от инвестиций за пределами территории Российской Федерации;
д) реализация финансовых активов.
3. Действующее бюджетное законодательство устанавливает, что в расходной части бюджетов отражаются не только расходные операции, но также и приходные. Так, п. 3 комментируемой статьи предусматривает, что средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов, но только со знаком "минус".
|